"Прибыль - вещь хитрая и загадочная. И весьма коварная. Её можно посчитать тысячью способов, получить миллион разных цифр и, что сука характерно, - все будут правильные!"
Один широко известный в узких кругах экономист

Успех СпейсХ пару недель назад вызвал нехилое бурление в этих самых интернатах на тему "экономическая эффективность многоразовых ракет". Тысячи экспертов, куды деваться. Всё как обычно, после любого резонансного события.
Особую пикантность этим хливарам придает тот факт. что спейсХ непубличная компания и финансовую отчетность в открытый доступ не выкладывает, достоверных реальных цифр очень немного (например - по контрактам с НАСА или цена на запуск на сайте). Поэтому каждый "я у мамы экономист" считает по-своему, т.е. вилами по воде и с цифрами с потолка.
Огоньку добавили журналисты WSJ которые на основании "инсайдерской" инфы опубликовали веселые картинки в пауэрпойнте с "типа внутренней фин.отчетностью для акционеров":

Между тем, точно посчитать сколько стоит каждая ракета, сколько прибыли/убытков в год и что даёт "многоразовость" не просто, а очень просто. Потому что единственно важные цифры для расчетов лежат там, где их никто не видит. На самом видном месте.

Завод в Хотторне, Калифорния
Для примера возьмем 2016 год (кстати, в статье Уолл Стрит его нет, видать еще сами спейсы не успели посчитать)
Выручка: 6 коммерческих запусков Х 62 млн + 2 запуска грузового корабля Дракон к МКС Х 133 млн
= 638 млн. долларов.
А потом первого сентября взорвалась ракета на старте и больше запусков не было. Но для НАСА они ещё разрабатывают пилотируемый корабль и получают бабло за каждый пройденный этап. В 2016 успели:
- проведена защита двигательной системы
- в 4 квартале 2016 г. завершены испытания системы жизнеобеспечения корабля и скафандра
- проведена защита проектов всех систем стартовой площадки для посадки астронавтов в космический корабль
- проведена защита двигателей Merlin первой и второй ступеней ракеты Falcon 9
- продолжаются испытания парашютной системы
На 224 млн. долларов
Это было легко, но как посчитать затраты? С известной долей допущения, но можно.
Персонал
Официальная информация о количестве сотрудников в 2016 году - на начало года 5.000+ на конец года 6.000+. пусть средняя 5.500 человек

Зарплаты в спейсХ (открытые вакансии):
Ведущий инженер–программист: $113 391 — $197 882
Ведущий инженер–механик: $79 767 — $151 449
Инженер–механик: $57 123 — $123 868
Инженер–электрик: $51 374 — $120 347
Инженер–тестировщик: $50 765 — $114 346
Сварщик: $46 443 — $125 099
Оператор станков с ЧПУ: $30 111 — $75 816
По грубой прикидке - в среднем 80.000 баксов в год. Х 5.500 человек = 440 млн. Данные не с точностью "до копейки", конечно. Но не должны сильно отличаться от реальных. Причем тут учтены все работники, и те кто кормит фирму сегодня, и все кто занимается перспективными разработками (Дракон2, Раптор, ИТС и пр.)

Сырьё, материалы, комплектующие и субподрядчики. Спейсы известны тем, что не жалуют услуги сторонних подрядчиков и всё хотят делать сами, от гандона до гвоздя, как говорится.

Поэтому материалы (в основном - алюминиево-литиевый сплав) можно смело брать по цене проката:
9 ракет (8 улетело + 1 взорвалась) Х 32 тонны (примерно) Х 2.200$ = около 0,7 млн. баксов за все. Именно потому, что все основные технологические операции выполняют сами

Причем, порой настолько "по-колхозному", что у других фирм вызывает шок и трепет. Они-то привыкли носиться с ракетной техникой, как с хрустальной туфелькой, а тут такое!!! Самое знаменитое фото:

Чувак разметил синей изолентой лишний кусок сопла второй ступени и через минуту срежет его обычными ножницами по металлу.
Транспортировку ступеней уже разбирали, по 100.000 за каждую ракету максимум. Итого - еще 0,9 млн. баксов.
По хорошему, к цене металла и перевозке 8-ми улетевших и 1-й взорванной ракет надо добавить материалы и услуги на другие проекты, но как видно - эти затраты на два порядка ниже затрат на персонал и особой роли не играют. На уровне погрешности.
Аренда зданий и сооружений, амортизация оборудования:
Кроме завода в Калифорнии у них еще испытательный стенд в Техасе

Флот из двух барж и двух буксиров


Анграры в порту, три стартовых комплекса в аренде

И еще строят свой собственный космодром в Техасе

И вот тут самая сложная часть задачки - сколько это все стоит. И хорошо если аренда - можно получить точную сумму затрат за год. А вот с амортизацией - хрен там плавал, точно посчитать... Но зная привычку спейсов покупать все по цене ржавого металлолома (это не шутка. Вот этот транспортер Шаттлов

в убитом состоянии был выставлен на торги за 6.000 долларов, на чермет. СпейсХ купили его в результате за 31.000 баксов. Поменяли резину, подшаманили, добавили ферму - теперь таскает их ступени:

Из говна и палок, буквально.
Так вот, на всю эту инфраструктуру затраты можно посчитать довольно точно, но мне лень выискивать, сколько стоит в Кали аренда цеха за квадратный фут или аналогичный морской буксир.
Пусть будет, с оооооогромным запасом, 200 млн. на все про все в год.

Итого:

А многоразовость нужна, чтобы увеличив персонал на +1.000 человек довести кооммерческие запуски до 24 в год:

просто за счет того, что новую ступень делать 6-8 месяцев, а перезапустить летавшую от 4х (как SES-10) до 24 часов (как в смелых мечтах спейсХ)
АПД: самые популярные вопросы
Налоги?
Электроэнергия?
Тепловодогазоснабжениеканализация?
Изначально материалов надо больше, чем весу в ракете - часть уходит в стружку и все такое.
Не заметил топливо и прочую химию. Или они сами бензин ослиной мочой разбавляют?
Затраты на патентование или использование патентов?
Ответ:
Смотря какие. С з/п платит сам работник, шерифа не ебут проблемы негров. В Техасе у них налоговый вычет за то что строят космодром, в Кали тоже нехилая льгота
На крыше фотопанели) Да и копейки.
В Кали - теплоснабжение??? мсье знает толк...
Заправка компонентами Ф9 стоит 140.000 баксов
НАСА отдает бесплатно или за смешные деньги.
и в любом случае вот эти "200 млн на все" про все перекрывают любые неучненные затраты с ооогромным запасом
Один широко известный в узких кругах экономист

Успех СпейсХ пару недель назад вызвал нехилое бурление в этих самых интернатах на тему "экономическая эффективность многоразовых ракет". Тысячи экспертов, куды деваться. Всё как обычно, после любого резонансного события.
Особую пикантность этим хливарам придает тот факт. что спейсХ непубличная компания и финансовую отчетность в открытый доступ не выкладывает, достоверных реальных цифр очень немного (например - по контрактам с НАСА или цена на запуск на сайте). Поэтому каждый "я у мамы экономист" считает по-своему, т.е. вилами по воде и с цифрами с потолка.
Огоньку добавили журналисты WSJ которые на основании "инсайдерской" инфы опубликовали веселые картинки в пауэрпойнте с "типа внутренней фин.отчетностью для акционеров":

Между тем, точно посчитать сколько стоит каждая ракета, сколько прибыли/убытков в год и что даёт "многоразовость" не просто, а очень просто. Потому что единственно важные цифры для расчетов лежат там, где их никто не видит. На самом видном месте.

Завод в Хотторне, Калифорния
Для примера возьмем 2016 год (кстати, в статье Уолл Стрит его нет, видать еще сами спейсы не успели посчитать)
Выручка: 6 коммерческих запусков Х 62 млн + 2 запуска грузового корабля Дракон к МКС Х 133 млн
= 638 млн. долларов.
А потом первого сентября взорвалась ракета на старте и больше запусков не было. Но для НАСА они ещё разрабатывают пилотируемый корабль и получают бабло за каждый пройденный этап. В 2016 успели:
- проведена защита двигательной системы
- в 4 квартале 2016 г. завершены испытания системы жизнеобеспечения корабля и скафандра
- проведена защита проектов всех систем стартовой площадки для посадки астронавтов в космический корабль
- проведена защита двигателей Merlin первой и второй ступеней ракеты Falcon 9
- продолжаются испытания парашютной системы
На 224 млн. долларов
Это было легко, но как посчитать затраты? С известной долей допущения, но можно.
Персонал
Официальная информация о количестве сотрудников в 2016 году - на начало года 5.000+ на конец года 6.000+. пусть средняя 5.500 человек

Зарплаты в спейсХ (открытые вакансии):
Ведущий инженер–программист: $113 391 — $197 882
Ведущий инженер–механик: $79 767 — $151 449
Инженер–механик: $57 123 — $123 868
Инженер–электрик: $51 374 — $120 347
Инженер–тестировщик: $50 765 — $114 346
Сварщик: $46 443 — $125 099
Оператор станков с ЧПУ: $30 111 — $75 816
По грубой прикидке - в среднем 80.000 баксов в год. Х 5.500 человек = 440 млн. Данные не с точностью "до копейки", конечно. Но не должны сильно отличаться от реальных. Причем тут учтены все работники, и те кто кормит фирму сегодня, и все кто занимается перспективными разработками (Дракон2, Раптор, ИТС и пр.)

Сырьё, материалы, комплектующие и субподрядчики. Спейсы известны тем, что не жалуют услуги сторонних подрядчиков и всё хотят делать сами, от гандона до гвоздя, как говорится.

Поэтому материалы (в основном - алюминиево-литиевый сплав) можно смело брать по цене проката:
9 ракет (8 улетело + 1 взорвалась) Х 32 тонны (примерно) Х 2.200$ = около 0,7 млн. баксов за все. Именно потому, что все основные технологические операции выполняют сами

Причем, порой настолько "по-колхозному", что у других фирм вызывает шок и трепет. Они-то привыкли носиться с ракетной техникой, как с хрустальной туфелькой, а тут такое!!! Самое знаменитое фото:

Чувак разметил синей изолентой лишний кусок сопла второй ступени и через минуту срежет его обычными ножницами по металлу.
Транспортировку ступеней уже разбирали, по 100.000 за каждую ракету максимум. Итого - еще 0,9 млн. баксов.
По хорошему, к цене металла и перевозке 8-ми улетевших и 1-й взорванной ракет надо добавить материалы и услуги на другие проекты, но как видно - эти затраты на два порядка ниже затрат на персонал и особой роли не играют. На уровне погрешности.
Аренда зданий и сооружений, амортизация оборудования:
Кроме завода в Калифорнии у них еще испытательный стенд в Техасе

Флот из двух барж и двух буксиров


Анграры в порту, три стартовых комплекса в аренде

И еще строят свой собственный космодром в Техасе

И вот тут самая сложная часть задачки - сколько это все стоит. И хорошо если аренда - можно получить точную сумму затрат за год. А вот с амортизацией - хрен там плавал, точно посчитать... Но зная привычку спейсов покупать все по цене ржавого металлолома (это не шутка. Вот этот транспортер Шаттлов

в убитом состоянии был выставлен на торги за 6.000 долларов, на чермет. СпейсХ купили его в результате за 31.000 баксов. Поменяли резину, подшаманили, добавили ферму - теперь таскает их ступени:

Из говна и палок, буквально.
Так вот, на всю эту инфраструктуру затраты можно посчитать довольно точно, но мне лень выискивать, сколько стоит в Кали аренда цеха за квадратный фут или аналогичный морской буксир.
Пусть будет, с оооооогромным запасом, 200 млн. на все про все в год.

Итого:

А многоразовость нужна, чтобы увеличив персонал на +1.000 человек довести кооммерческие запуски до 24 в год:

просто за счет того, что новую ступень делать 6-8 месяцев, а перезапустить летавшую от 4х (как SES-10) до 24 часов (как в смелых мечтах спейсХ)
АПД: самые популярные вопросы
Налоги?
Электроэнергия?
Тепловодогазоснабжениеканализация?
Изначально материалов надо больше, чем весу в ракете - часть уходит в стружку и все такое.
Не заметил топливо и прочую химию. Или они сами бензин ослиной мочой разбавляют?
Затраты на патентование или использование патентов?
Ответ:
Смотря какие. С з/п платит сам работник, шерифа не ебут проблемы негров. В Техасе у них налоговый вычет за то что строят космодром, в Кали тоже нехилая льгота
На крыше фотопанели) Да и копейки.
В Кали - теплоснабжение??? мсье знает толк...
Заправка компонентами Ф9 стоит 140.000 баксов
НАСА отдает бесплатно или за смешные деньги.
и в любом случае вот эти "200 млн на все" про все перекрывают любые неучненные затраты с ооогромным запасом
Posts from This Journal by “Бизнес-разведка” Tag
-
Синдром вахтёра
"... ЗАТО Трёхгорный. Город большой, огорожен в 3 ряда колючкой под напряжением и следовой полосой. Движение по прилегающей трассе строго без…
-
Таможня мзду не берёт
Отличная книга " Честь имею!". Перечитываю с удовольствием. "Погранслужба подчинялась Министру финансов, а не военному…
-
Прекрасное из комментов
Мопед не мой "...У меня ФБ пустой. Некогда писать - вот выйду на пенсию, начну писать мемуары. Такая "Новая русская шахерезада". Ну…
Comments
Зднюх!
8 тыс. долл. в мес.
Или 500 000 деревянных в мес.
Нормально.
Налоги?
Электроэнергия?
Тепловодогазоснабжениеканализация?
Изначально материалов надо больше, чем весу в ракете - часть уходит в стружку и все такое.
Не заметил топливо и прочую химию. Или они сами бензин ослиной мочой разбавляют?
Затраты на патентование или использование патентов?
А по поводу рентабельности SpaceX хочу вот что сказать. Я думаю, что все ненавистники SpaceX, которые пытаются доказать их убыточность и так далее, просто почему-то смотрят на эту компанию через призму какого-то странного патриотизма, возможно.
А мне лично кажется, что абсолютно насрать - убыточна эта компания или прибыльна, важно абсолютно другое, что эта компания сейчас творит на наших глазах общечеловеческую историю, и если Илон Маск действительно отправит людей на Марс, то это будет действительно новый виток развития не только космонавтики но и всей человеческой цивилизации. И никому через 100 лет не будет важно какие там были показатели у этой компании, важно будет только то, что она сделала человечество межпланетным видом.
Насчет металлопроката и прочей хуеты - не знаю, но в стоимости печатной платы, например, сам текстолит стоит заметно дешевле чем всякие растворители, проявители и закрепители.
Налоги разнообразные кто платит? И так далее.
А нельзя через заимствования как то понять? Ну то есть минус надо чем то закрывать, Тесла берет деньги, всё понятно, SpaceX где занимает, открыто?
расход компании на человека равно двойной зарплате грязно
Про грузовик напиши, а то у меня руки не доходят.