?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

БыстроДеньги!

"Аптека, вечер, за весь день - ни одного человека. Внезапно перед закрытием влетает растрёпанный парень, бросает на прилавок тысячу рублей:
- Пачку презервативов!
- Молодой человек, но у меня не сдачи...
- Плевать, оставьте себе. Но умоляю вас - скорее!!!
Хватает товар за сто рублей и стремглав убегает.

К аптекарю заходит сосед:
- Ну шо, Фима, как торговля? Какие обороты?
(задумчиво рассматривая купюру)
- Знаешь, Сёма... Обороты, конечно, никакие. НО ЗАТО КАКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ!!!"



Задача на оптимизацию производственной программы: есть два товара, с разной рентабельностью, для производства которых нужен один ресурс (оборудование, сырьё, транспрорт или персонал, не важно).

Например, ткацкая фабрика, мужские и женские джинсы используют один станок для вшивания молнии. Для остальных операций у каждого товара своё оборудование.
7.PNG

Женские дают рентабельность производства 70%, мужские - 50%. Вопрос - какой товар выгоднее производить?


Ответ, если вы его уже дали - неправильный. В задаче недостаточно условий. Нет, не "заклёпочное" занудство о маркетинге, фасонах, затратах на рекламу, % брака и прочее. Задача абсолютна сферична, абстрактна и условна.

Не хватает данных о времени. Сколько минут надо на пришить молнию. Время остальных операций абсолютно не важно, потому что не влияет на баланс производства.


И вот только теперь можно посчитать плановую маржу


Вот и нежданчик. Как в том мультике - "поооока там лошадь сделает раз-два-три-четыре, ты уже быстро: раз-два-раз-два!" Пока аптекарь Сёма полировал тряпочкой витрину с мегаприбыльной таблеткой виагры, которую раз в полгода купит залётный турист - его конкурент Фима тоннами отгружал низкомаржинальный корвалол местным бабусям.

Пример из реального производства: хим.комбинат (такой), делает деньги из воздуха, то есть производит азот. И всячески его перерабатывает во всякие интересные нажористые химикалии.

И вот на выбор: гнать из аммиака Продукт КПЛ с рентабельностью 10% (для его производства требуется дорогостоящий бензол) или Продукт КБД, у которого аж 20%!

Только вот загвоздка: из одной тонны аммиака можно выгнать или тонну КПЛ или всего лишь 420 кг высокорентабельного КБД. Время производства в данном случае примерно одинаковое.


Т.е. "узкое горлышко" - это аммиак, исходное сырьё. Идея закупать дополнительно аммиак на стороне и таки гнать прибыль - глупа и преждевременна. Потому что - что свой, что покупной всё равно денежнее провернуть через коэффициент 1 к 1. И гнать его эшелонами, пока рынок не будет забит под крышечку. И только тогда переходить на производство второго товара.

Заключение. Рентабельность - это очень, очень абстрактный показатель. А решения надо принимать оценивая деньги/время. В случае с хим.комбинатом - если бы технология значительно  различалась по времени - надо было дополнительно делить на время химической реакции.

Всегда есть "один ресурс (оборудование, сырьё, транспрорт, канал сбыта, емкость рынка или персонал, не важно)" узкое место, за прохождение которого будет конкурировать несколько товаров.



И чем быстрее процесс его проскочит - тем больше денег в кассе. Об этом прекрасно писал Эли Голдратт, рекомендую.

Posts from This Journal by “Веселые таблички” Tag

  • Боливар вывезет двоих

    Дама сдавала в багаж Диван, Чемодан, Саквояж, Картину, Корзину, Картонку И маленькую собачонку. Самуил Маршак, "Багаж" Задачка для…

  • Квантовая экономика

    "Странно - когда говоришь с начальником о прибавке к зарплате, оказывается что ты самый бесполезный сотрудник компании, который даром получает…

  • Tesla

    "Tesla отчиталась о рекордных убытках за квартал ... На фоне новостей акции компании на бирже выросли почти на 10%." Пора выкидывать свой…

promo max_andriyahov декабрь 12, 2012 19:56 458
Buy for 100 tokens
"Слушайте меня все! Он появился! Ловите же его немедленно, иначе он натворит неописуемых бед!!! Что? Что? Что он сказал? Кто появился? - понеслись голоса со всех сторон Консультант!" (с) Андрияхов Максим Валентинович Привет мой юный друг! если ты зашел сюда по тегам на тему…

Comments

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
33samurai
Jan. 9th, 2018 05:56 am (UTC)
>Вопрос - какой товар выгоднее производить?

Конечно же B. Все ломанутся производить А, забьют рынок, неизбежно начнут терять рентабельность. И в это время, можно занять рынок В. Совсем в идеале продуктом, который в принципе не производится на линиях для А. К тому времени, когда отобьются кредиты на вхождение в А и все эти гении переориентируются на В, им можно будет продать своё предприятие и заняться чем-то более другим.
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:24 am (UTC)
Все ломанутся производить А, забьют рынок, неизбежно н
(no subject) - 33samurai - Jan. 9th, 2018 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 06:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - siron_nsk - Jan. 9th, 2018 09:18 am (UTC) - Expand
critical_errorr
Jan. 9th, 2018 06:03 am (UTC)
теперь по вопросу рентабельности буду консультироваться только с тобой!
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:26 am (UTC)
Всегда веллкам!
(no subject) - kwakin_misha - Jan. 10th, 2018 01:28 am (UTC) - Expand
vsatman888
Jan. 9th, 2018 06:05 am (UTC)
В силу природной жадности я бы погнался за двумя заЯйцами
То ли пригнал таджиков молнии вшивать, то ли ввел ночную смену , то ли объявил премию за рационализаторство по сокращению времен , то ли начал рекламировать модель с пуговицами вместо молнии :-)

Но общую мысль полностью разделяю. Надо взвешивать тщательнее :-)
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:28 am (UTC)
пригнал таджиков молнии вшивать, то ли ввел ночную сме
Абсолютно верное решение. Узкое место надо расшивать. В книге Э.Голдратта - когда выяснилось, что бутылочное горлышко завода - это новейший супер-пупер автоматический огромный станок, со свалки достали станок-ветеран, который работал до модернизации и поставили его в помощь новому.
(no subject) - zavod007 - Jan. 9th, 2018 03:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 03:32 pm (UTC) - Expand
ukrop4uk
Jan. 9th, 2018 06:06 am (UTC)
В джинсах ты забыл ещё один аспект - спрос. Рынок женской джинсы раз в пять поболее мужского.
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:29 am (UTC)
"...И гнать его эшелонами, пока рынок не будет забит под крышечку. И только тогда переходить на производство второго товара."
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - Svetlana Valikova - Jan. 9th, 2018 10:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 10:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 01:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 02:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 03:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ukrop4uk - Jan. 9th, 2018 03:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 12:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Svetlana Valikova - Jan. 9th, 2018 04:19 pm (UTC) - Expand
vlkamov
Jan. 9th, 2018 06:22 am (UTC)
Только это не рентабельность.
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:33 am (UTC)
а что это?
(no subject) - vlkamov - Jan. 9th, 2018 06:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 06:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - alexkussul - Jan. 9th, 2018 06:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ryurikov - Jan. 9th, 2018 07:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 07:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - _nette_nata_ - Jan. 9th, 2018 08:07 am (UTC) - Expand
damillola
Jan. 9th, 2018 06:28 am (UTC)
А это точно рентабельность? А не прибыльность единицы произведенной продукции?
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:35 am (UTC)
А что это меняет? Ну пусть так: "какой продукт производить, если у одного прибыльность единицы произведенной продукции равна 10%, а у другого 20%?"
(no subject) - damillola - Jan. 9th, 2018 06:41 am (UTC) - Expand
siberian_laykee
Jan. 9th, 2018 06:29 am (UTC)
О, таблички!
Прочитал и вспомнил давнюю историю.
В стародавние века управлял я производством по подделыванию стульев. Вначале покупали Италию (Польшу) врассыпную, потом производили импортозамещение.
Так вот. Основания для сиденья и спинки сложной формы из фанеры мы решили делать в Асино, на тамошней мебельной фабрике. Приехали к ним, показали чертежи. Они почесали лицо и выкатили ценник примерно как два итальянских. Цеховые, заводские, накладные, плановая рентабельность и проч.
Зная, как обстояли дела на фабрике с деньгами я посмотрел на всё это и говорю - мы можем платить вам по доллару за комплект. Долларами? - в охренении спрашивает руководство? - Зачем-же долларами - отвечаю, рублями по курсу. Хотя, если хотите, могу и долларами. Так это-ж в пять раз ниже ценника! Не хотите - не делайте, отвечаю, как обосновать себестоимость я тоже знаю.
Ладно, договорились. Работаем. Вдруг среди полного здоровья - тишина. На звонки не отвечают, рассказывают явные сказки. План горит. Сажусь на машину, еду в Асино. Захожу на фабрику - смотрю, работа идет полным ходом.
Оказывается, начальство удачно съездило в Новосиб и привезло заказ. Отложили всё, включая наши фанерки, и делают заказ в поте лица. На три копейки более рентабельный, чем наш.
Сказать было нечего - работа на минимуме рентабельности имеет не только плюсы, но и минусы.

Edited at 2018-01-09 06:29 am (UTC)
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:48 am (UTC)
Re: О, таблички!
ну дык, новый год - сразу с козырей зашел)))

История про стулья - супер.
(no subject) - zavod007 - Jan. 9th, 2018 03:39 pm (UTC) - Expand
Пожалуй соглашусь - siberian_laykee - Jan. 10th, 2018 05:28 am (UTC) - Expand
Re: Пожалуй соглашусь - zavod007 - Jan. 10th, 2018 05:37 am (UTC) - Expand
photojab
Jan. 9th, 2018 06:30 am (UTC)
В задаче по прежнему не хватает условий. У вас что, на фабрику поступают готовые джинсы которым нужно только вшить молнию? Тогда какого хуя выручка в час считается по одной единственной операции?

max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 06:38 am (UTC)
по одной единственной операции?
потому что только она ОБЩАЯ для обоих товаров.
boeing
Jan. 9th, 2018 06:45 am (UTC)
"Правила Голдратта"?
(no subject) - boeing - Jan. 9th, 2018 07:14 am (UTC) - Expand
chieftain_yu
Jan. 9th, 2018 07:13 am (UTC)

Это ты цепочку Голдратта примерил?

max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 07:18 am (UTC)
ага
(Deleted comment)
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 08:18 am (UTC)
бггг
(no subject) - a_b_i_t - Jan. 9th, 2018 10:29 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(no subject) - a_b_i_t - Jan. 9th, 2018 12:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 9th, 2018 01:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - a_b_i_t - Jan. 9th, 2018 05:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - max_andriyahov - Jan. 10th, 2018 02:17 am (UTC) - Expand
dom3d
Jan. 9th, 2018 08:09 am (UTC)
Люто лайкую!
Макс, ты гений.
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 08:20 am (UTC)
это не я, это Голдратт и теория ограничений)
nivanych
Jan. 9th, 2018 08:36 am (UTC)
> Вопрос - какой товар выгоднее производить?

На мой взгляд, следовало уточнить маленькую деталь, что фабрика и обе ветви производства загружены полностью, вне зависимости от.
sni_1
Jan. 9th, 2018 08:39 am (UTC)
Разное время = разные операции.
Интересно сферически задачу можно попробывать решить поднимая расценки в узком месте?
max_andriyahov
Jan. 9th, 2018 08:47 am (UTC)
поднимая расценки в узком месте?
станку или аммиаку пофиг на расценки - больше, чем по технологии из них не выжать
antontsau
Jan. 9th, 2018 09:06 am (UTC)
Это какой-то каменный век и детский сатт. Вся такая хрень аккуратно рассматривается в линейном программировании, и не на уровне "о, табличка, из нее следует что почему-то все совсем не так!" а с уро внениями и прочей ари хметикой.

А если оно не линейное, если туда еще и добавить "случайно приходят клиенты за виагрой и за корвалолом, а Фима все один за своим прилавком, при этом бабки могут хоть час в очереди сидеть а клиенту с виагруой надо срочнааа, у него там человек лежит", то получается ТМО, вот там вуду как надо вуду.
photojab
Jan. 9th, 2018 09:28 am (UTC)
А чо ты хочешь, это Росиия, каменный век. Нашим управленцам хотя бы детсадовскую программу осилить для начала, они только-только малиновые пинджаки сняли.
(no subject) - sni_1 - Jan. 9th, 2018 09:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - antontsau - Jan. 9th, 2018 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - sni_1 - Jan. 9th, 2018 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - antontsau - Jan. 9th, 2018 10:12 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>